Новости – Общество
Общество
Лена, вернись
Фото: wiki.marshruty.ru
Меняющееся русло великой реки может оставить Якутск без воды
8 июня, 2016 13:34
6 мин
Если река разрушает и размывает берега, если акватория ее мелеет, причем отмели образуются там, где прежде их ничто не предвещало, — все это специалисты называют изменением поведения реки.
Сейчас нечто подобное происходит с Леной: те ее притоки, которые обеспечивают работу причалов и водозаборов, обмелели до критических пределов. Другие — те, что всегда вели себя спокойно, — выходят из русла и разрушают берега.
Власти республики бьют тревогу: по мнению ряда экспертов, происходящее может привести к тому, что Якутск фактически останется без водоснабжения (причем случиться это может уже через несколько месяцев), вблизи города невозможным станет нормальное судоходство, а прибрежные строения окажутся разрушенными из-за переменчивого «нрава» реки.
На минувшей неделе глава Якутии Егор Борисов провел совещание, на котором поручил вынести проблему на федеральный уровень. Но пока якутяне спорят не о том, что делать, а о том, кто виноват. Стороны выслушала корреспондент «Русской планеты».
В якутском АО «Водоканал» во всем винят республиканское управление водными путями. Коммунальщики уверяют: все было нормально до тех пор, пока речники не построили несколько дамб, как раз и вызвавших изменения русла Лены и все прочие негативные процессы.
– Я лично рассказывал главе республики о сложившейся ситуации, — говорит РП Николай Лепчиков, советник генерального директора АО «Водоканал». — Начиная примерно с 2011 года даже там, где река вела себя нормально, стала образовываться песчаная коса, к сегодняшнему дню фактически перекрывшая доступ к водозаборам. Песчаная отмель начинается с острова Нового, именно в том месте, где было построено несколько дамб, соединяющих Новый с островами выше. Именно после их возведения все и началось.
Лепчиков уточняет: сейчас наносы песка настолько выросли, что одна из проток, прежде мелкая, заметно углубилась и стала подтоплять берега. А вот Адамовская протока, откуда прежде вода свободно подходила к водозаборам, измельчала свыше всех допустимых норм. Фактически русло Лены смещается в сторону от Якутска. А это грозит серьезными последствиями.
– Сейчас мы опасаемся, что в один прекрасный день вода вообще перестанет поступать, — говорит Лепчиков. — Мы, конечно, работаем над сооружением дополнительных каналов, но помогает это не сильно. Мы пытались беседовать с управлением водных путей, но нам заявили, что это их не волнует, главное, чтобы суда ходили. Между тем, налицо нарушение статьи 42-й Водного кодекса РФ: при использовании водных объектов не допускаются их изменения, способные привести к нарушению интересов третьих лиц.
Эксперт считает, что проблему могли бы решить масштабные углубительные работы и выпрямление русла Лены. Отчасти помогло бы снижение уровня дамб или демонтаж хотя бы одной из них.
– Это капиталоемкие работы, но их нужно во что бы то ни стало провести и закончить в этом году до ледостава, иначе мы рискуем оставить людей без воды, — говорит он.
В ФБУ «Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей» (том самом управлении водными путями) с коммунальщиками, разумеется, категорически не согласны.
– Я бы посоветовал представителям «Водоканала» лучше изучать физику и не вводить никого в заблуждение, — говорит РП Андрей Сахаров, главный инженер управления. — А заодно и обновить свое устаревшее оборудование, чтобы оно могло вести забор воды на нормальном уровне. Происходящее с руслом Лены — естественные изменения, обусловленные законами природы. И началось все не со строительства дамб, а еще в 1920-е годы. Указания на это есть, например, в работах академика Романа Чалова, специалиста в области гидрологии и русловедения. Мы, разумеется, ведем работы в районе речпорта, но на русло Лены они никак не могут повлиять.
Академик Чалов и ученые под его руководством в своих трудах действительно подтверждают: изменения в русле Лены начались десятилетия назад. Но это не мешает делать и такой прогноз: уже в ближайшие пару лет максимум Якутск может остаться без речного порта, нормального судоходства и водозаборов, расположенных вблизи города. Возможно, что все эти объекты придется переносить за десятки километров, а это, по меньшей мере, серьезно ударит по бюджету республики, организаций и даже обычных граждан: можно себе представить, как взлетят тарифы на коммунальные услуги. Не исключено и проведение капитальных работ на русле Лены в районе Якутска, но это не менее дорого.
– Действительно, вблизи Якутска очень сложный русловый уровень, классическая «восьмерка», оттого и происходят все названные процессы, — считает Андрей Сахаров. — Сейчас, на первый взгляд, ситуация некритичная. Ход воды в Адамовской протоке остается на прежнем уровне. Судовой ход был перенесен к правому берегу Лены — ну так мы этому и рады, ведь наша главная задача — обеспечивать безопасность судохождения. Работы определенные нужны, конечно. Но это большие деньги и силы.
Сейчас при правительстве Якутии создана рабочая группа, которая проверяет ситуацию и готовит документы для обсуждения проблемы в инстанциях выше.
– В рабочую группу вошли специалисты республиканских министерств транспорта и ЖКХ, — поясняет РП руководитель пресс-службы главы республики Семен Дьячковский. — Аналитическую записку по ситуации и необходимые рекомендации готовят сейчас эксперты из научных кругов: они оценят все происходящие процессы в динамике, спрогнозируют развитие событий. Далее проблема должна решаться уже на уровне федерации. Тут видите, в чем загвоздка: если действительно окажется, что причина в работе управления водными путями, то на них только сверху смогут подействовать. Это же федеральная структура. Ну а если они не виноваты, то решение этого вопроса — в любом случае задача государственной важности. Ведь Лена — национальное достояние.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости