Новости – Общество
Общество
Мужское воспитание
«Воспитатель года в России – 2013» Аркадий Афонский из Якутии. Фото из личного архива
Почему якутские мужчины идут работать в детские сады
17 ноября, 2015 12:56
9 мин
В Москве стартовал заключительный этап всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года в России». За шесть лет его существования лишь в 2012 и 2013 годах победителями в нем были признаны мужчины-воспитатели — из Якутии (Аркадий Афонский) и Свердловской области. В нынешнем году среди 60 женщин-воспитателей со всех регионов страны вновь принимает участие единственный «усатый нянь», и это снова кандидат из Якутии. «Русская планета» выяснила, почему мужчины-педагоги не торопятся идти в детские сады и какую пользу мужское воспитание может принести малышам.
В России, как и во всем мире, специальность воспитателя детского сада принято считать «женской» профессией. По данным Центра социологических исследований МГУ имени М.В. Ломоносова, доля женщин среди учителей составляет около 81%, среди воспитателей детских садов — 97%.
– Нехватка мужских кадров в детских садах наблюдается из-за низкой заработной платы, — считает Анастасия Григорьева, заведующая детским садом «Кэскил». — Хоть чиновники и отчитываются о зарплате в 50 тысяч, но вот у нас со всеми стимулирующими выплатами средняя зарплата воспитателя составляет около 30 тыс. рублей, не больше. Был бы заработок большой, мужчины-воспитатели шли бы в сады.
По мнению психологов, работать в детских учреждениях мужчинам мешает не только зарплата.
– В нашем обществе давно укрепился стереотип о том, что «нормальный мужик» добровольно не пойдет работать с детьми, воспитание — женский удел, а мужчина должен выполнять физическую работу, — отмечает психолог Ирина Столярова. — Плюс чисто с этической точки зрения считается, что женщина как мать с одинаковой легкостью может заботиться о гигиене ребенка любого пола, а мужчине сложно взаимодействовать с девочками. Не каждый мужчина собственному ребенку будет памперс менять и с ложки кормить, а тут целая орава чужих! Кроме того, в последнее время профессия воспитателя теряет престиж. Между тем, общение с мужчинами самим детям пошло бы только на пользу. Такой воспитатель формирует в мировосприятии ребенка нормальное отношение к выполнению определенных функций как мужчиной, так и женщиной.
Однако Якутия ломает стереотипы, в последние годы мужчин в детских садах здесь становится все больше. В Якутске ежегодно проводится форум с участием педагогов-мужчин со всех уголков республики. И если в 2011 году участников было всего девять, то сейчас их 36. Здесь же, в столице, четвертый год проводится республиканский профессиональный конкурс педагогов-мужчин, работающих в дошкольных образовательных учреждениях «Я — педагог!». В одном из детских садов даже работают сразу три педагога-мужчины. Женщины готовы их на руках носить.
– Всего у нас работали четверо мужчин, но одного воспитателя «переманили» в школу, — говорит Анастасия Григорьева. — Первый мужчина-педагог появился в нашем саду 11 лет назад. Мужчины работают хорошо, стараются, с детьми и родителями ладят. Я своих работников знаю с малых лет, поэтому доверяю им. Они хорошие отцы, все женаты, растят детей. Инструктор по физкультуре воспитывает четверых детей. Мужчины нам очень помогают во всем, весь коллектив к ним очень привязан. С ними мы готовы горы свернуть.
В детском саду «Кэнчээри» села Уолба Таттинского улуса работает лучший воспитатель республики Алек Кириллин. Сейчас единственный мужчина конкурса «Воспитатель года России — 2015» находится в Москве, где ему предстоит показать свои умения и таланты перед жюри. 16 ноября Алеку Алексеевичу исполнилось 60 лет, 30 из них он посвятил образованию.
– У меня был очень хороший учитель биологии в школе, я с большим удовольствием ходил на его занятия и вот решил пойти по его стопам, — рассказывает Алек Кириллин. — Закончил биолого-географический факультет пединститута. Работал в школе учителем биологии и химии, потом был директором. Три года назад вышел на пенсию, и мне стало не хватать детей. И очень обрадовался, когда пригласили в детский сад в качестве педагога дополнительного образования и воспитателя. У меня ведь супруга с молодых лет работает воспитателем в садике, можно сказать, она меня и привела в сад. Дочка с сыном тоже трудятся в дошкольных учреждениях. Начинающая династия воспитателей получается.
Как говорит Кириллин, в детсаду ответственности еще больше, чем в школе: «Ведь дети совсем маленькие, из них можно формировать что угодно».
– Нужно самому быть немного ребенком. Еще человек должен быть творческим. Ребенок, которого научили видеть и творить красоту, никогда не станет плохим человеком. Эстетическое воспитание я считаю одним из главных критериев формирования личности. Поэтому совместно с родителями веду кружок нетрадиционного рисования «Кустукчаан» и резьбы по бумаге «Бумажное вдохновение». Моя авторская программа не имеет аналогов не только у нас в республике, но и за ее пределами. Это даже подтвердили коллеги на Общероссийском форуме воспитателей России, — говорит воспитатель. — Заметил, что современные дети воспитаны на диснеевских мультиках. Когда я начинаю вырезать народных персонажей из якутских сказок, они поначалу даже не знают, кто это. Стараюсь знакомить их с героями нашего народа. Уверен, что будущее дошкольного образования за мужчинами-педагогами. Поэтому я обращаюсь к сильной половине нашей молодежи: идите смело в дошкольное образование, ведь нет ничего благороднее, чем творить человека, ведь воспитание ребенка — это творчество в самом высоком смысле этого слова.
Детский сад «Кэскил» расположен в самом центре села Чурапча. Группы там называются колыбельками, каждая имеет свой символ, песню и имя. Дети в них разновозрастные — от трех до семи лет. Это, по мнению педагогов, очень помогает адаптации новеньких, созданию атмосферы взаимопомощи и родственных отношений, ведь младшие находятся под опекой старших. В одной из таких «колыбелек» трудится 33-летний инструктор по изобразительному искусству Николай Дьячковский. Мужчина имеет звания победителя конкурса «Я — педагог» 2013 года и лауреата республиканского конкурса «Воспитатель года Республики Саха (Якутия) — 2013».
Николай Дьячковский на конкурсе «Я — педагог». Фото: официальный портал Республики Саха
Николай Дьячковский на конкурсе «Я — педагог». Фото: официальный портал Республики Саха
– Когда окончил школу, передо мной встал вопрос, куда дальше поступать, — рассказывает РП Николай Дьячковский. — Так как мама у меня преподаватель черчения и ИЗО, решил тоже стать педагогом. После окончания учебы в школу работать не пошел — постеснялся, ведь там мои учителя работали. И тогда решил попробовать себя в детском саду. С тех пор вот уже 11 лет прошло. Я люблю детей, мне с ними легко работать, и мы друг друга понимаем. Утром я обучаю рисованию, а после обеда веду кружок «туой», что означает «глина». Сначала мы лепим из пластилина, потом из пластика и через несколько месяцев подготовки переходим к красной глине. Этот материал очень хорош для лепки, глина полезна для суставов, развивает мелкую моторику, способствует развитию внимания. Мы создаем целые композиции по сюжетам Олонхо (древнейшее эпическое искусство якутов — Примеч. РП.) лепим фигурки национальных кукол, животных, посуду.
В детском саду «Ньургуьун» маленького села Матта Мегино-Кангаласского улуса вот уже 13 лет трудится воспитатель Николай Шепеткин. Николай Семенович является победителем конкурса «Я — педагог!» 2012 года, лауреатом республиканского конкурса «Воспитатель года Республики Саха (Якутии)». А трудовой путь в детском саду мужчина начинал с должности... дворника.
– Я окончил музыкальный колледж, стал работать в местном Доме культуры, — вспоминает Шепеткин. — Когда клуб закрылся, пришлось устроиться дворником в детский сад. А потом заведующая предложила поработать музыкальным руководителем. Я владею многими музыкальными инструментами и два года преподавал музыку. После перешел на должность воспитателя, параллельно поступил в пединститут. Друзья вначале подшучивали, «усатым нянем» называли, а потом привыкли, с уважением относятся к моему выбору профессии. Женился тоже на воспитателе, мы с супругой даже до прошлого года в одной группе работали. В своей работе я стараюсь уделять много внимания традициям народов Якутии. Читаю народные сказки, разучиваем старинные песни. Даже соорудил настольную игру «Мунха» — на русский язык переводится как «невод». Это подледная рыбалка, популярный вид отдыха в Якутии. Дети с удовольствием «ловят» рыбу, мальчишки таким образом готовятся стать добытчиками в семье. Считаю, что мужчина в детском саду — большой плюс. Для ребенка важно гармоничное развитие, чтобы его воспитали не только женщины, но и сильный пол.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости