Новости – Общество
Общество
«Рожки оленей хороши как лакомство для детей»
Международный конкурс «Кочевая семья мира». Фото: Сергей Метелица / ТАСС
Как живут сегодня кочевники в якутской тундре
18 декабря, 2015 13:19
5 мин
11 декабря в Якутии прошел очередной конкурс «Кочевая семья». Его победителями стали совсем молодые люди, которые поддерживают традиционный для региона промысел — кочевое оленеводство. Они живут в тундре, за сотни километров от населенных пунктов, с детьми и пользуются только тем, что могут дать человеку природа и олень.
Надежда Колодезникова в конкурсе не участвовала — наблюдала со стороны. У нее самой 20-летний «стаж» кочевой жизни, ее семья совсем недавно, 3–4 года назад осела.
«На покое» Надежда Павловна руководит женским комитетом «Ийэ мичээрэ» в Оленекском районе и этно-фольклорным ансамблем «Алакуо». Она и устраивала персональные выставки, и участвовала в международных конкурсах народного прикладного искусства по бисероплетению и пошиву традиционных костюмов эвенков.
Но при всем том она призналась «Русской планете», что ее все равно тянет в тундру.
– Я родилась и выросла в семье потомственных оленеводов, мои родители — кочевые люди, — рассказывает Колодезникова. — И меня они с собой начали брать, когда мне исполнилось три месяца. Всю жизнь я жила в тундре среди оленей. Мои дети тоже в тундре с рождения. И мужа я туда привела. Он с другого Улуса, Таатты, у них там оленей не было, одни коровы. Мы с ним познакомились, когда я уже училась в техникуме. Поженились и с тех пор кочевали вместе.
Вообще-то кочевать трудно. Летом надо следить, чтобы олени копыта не стирали, чтобы гнус (насекомое — Примеч. РП.) их не терзал. Зимой очень холодно у нас. А в апреле начинается отел, появляются оленята. Немножко передохнем — а с июня опять кочуем…
– Надежда Павловна, вот вы говорите, сами с рождения в тундре, и ваши дети тоже. А как же учеба?
– В моем детстве нас в конце августа или в сентябре по всем кочевьям собирали вертолетом (в советское время с этим проще было, чем сейчас), отвозили в поселок, в интернат. Я во время учебы жила у родственников, они добрые люди. А взрослые оставались с оленями. А по весне мы к ним возвращались. И с моими детьми все было так же. Правда, когда они учились, уже появились кочевые школы.
– Это как? Учителя тоже кочуют?!
– Почти. К ученикам младших классов учителя приезжают время от времени из поселков на стойбища, чтобы от родителей их не отрывать. А старшеклассники сами ездят в поселки к учителям, зачеты сдают. Мои дети все так отучились. У троих высшее образование, сын уже и в армию сходил. Младшая дочь в десятом классе.
– Сейчас, когда семья ваша больше не кочует, чем вы занимаетесь?
– Я сама шью национальную одежду и для искусства, и на заказ: унты, шапки. Организовала ансамбль «Алакуо». В нем занимаются 11 девочек из нашего улуса. Мы изучаем и стараемся распространять наши национальные традиции. Ездим по улусам, рассказываем, проводим мастер-классы по национальной кухне.
– Кстати, что обычно едят оленеводы, когда кочуют по тундре?
– Мы сушим мясо на воздухе. Ну или, как иногда говорят, вялим, нарезанное длинными лентами. Потом можно резать его мелкими кусочками, а можно и так есть. Можно солить, а можно и без соли. И с рыбой делаем так же. Когда мясо и рыба вот так сушатся, они сохраняют все свои качества. Кровь из них выйти не успевает, все свойства остаются, не то что при варке. А когда оленевод идет куда-то надолго, он это сушеное мясо в карман кладет, жует вроде как жвачку, и не голодно ему.
Еще у оленя едят растущие свежие рожки, когда они меняются, там тоже много полезных веществ, для иммунитета хорошо. Подрезают их, мех снимают, а дальше можно на огонь, а можно в сыром виде. Они хороши как лакомство для детей. Костный мозг можно есть сырой и вареный, печень и почки у оленя тоже сырыми едят. Кровь его варят в кишке, как колбасу. И еще молоко оленя очень ценное, жирность гораздо выше, чем у коровьего.
– Надежда Павловна, молодых людей можно познакомить с традиционными блюдами или национальной одеждой. Но есть ли у молодежи стремление вести кочевой образ жизни, какой вели их родители и деды? Или все же постепенно интерес к нему уходит?
– Тундра нас зовет, это наша стихия, эвенк без оленя и без тундры не живет. Поэтому нельзя сказать, что кочевые традиции теряются. Мы стараемся передавать их своим молодым родственникам. А кроме того, когда человек идет в тундру или тайгу, он там сам себе становится хозяином. Там у него свой быт, свои правила. Но и обычаи предков там оживают — те, что соблюдаются всеми поколениями оленеводов.
Мы, как и тысячи лет назад, поклоняемся огню, перед уходом на охоту просим у него дать чего-нибудь мясного. И воде, и берегам кланяемся с просьбой, чтобы они помогли оленям хорошо переправиться через реку. Или есть еще у нас такой Байанай — дух природы, он помогает с рыбалкой и охотой. Все это узнать и понять можно только в семье или когда сам кочуешь. А если сидеть в поселке или в городе — никогда ничему не научишься.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости