Новости – Общество
Общество
Другим — наука
Афанасий Чугунов (в центре) с молодыми учениками. Фото: SakhaLife
Как 78-летний ученый ведет в Якутии уроки сельского хозяйства для обычных людей
5 мая, 2016 14:14
5 мин
Якутское региональное отделение всероссийского общества «Знание» подвело итоги конкурса «Лучший лектор 2015 года». Победителем его стал действительный член Академии наук Республики Саха (Якутии) Афанасий Чугунов.
Академику Афанасию Васильевичу Чугунову, доктору сельскохозяйственных наук, профессору завкафедрой зоотехники ЯГСХА в январе исполнилось 78 лет. Однако возраст не мешает ему сочетать занятия наукой и преподавание в вузе с поездками по дальним якутским поселкам, в которых он рассказывает местным жителям: фермерам, школьникам, сельским депутатам и всем желающим — о сложных научных проблемах доступным языком и увлекает исследовательской работой ребят из деревенских школ.
Академик Чугунов дал интервью «Русской планете».
– Афанасий Васильевич, почему вы решили сотрудничать с обществом «Знание», которое занимается просвещением обычных людей на местах? Не мешает это вашей научной работе?
– Вообще-то я лектор уже с большим стажем: со «Знанием» работаю еще с середины 1960-х годов, когда был аспирантом. А поскольку я всю жизнь аграрник, то и начинал с рассказов жителям дальних улусов о перспективах развития сельского хозяйства в стране. Сейчас в основном работаю с молодежью: со студентами, школьниками, их учителями. Езжу по республике, а особенно часто бываю в агрошколах, которые при моем же участии создавались лет 30 назад. Открывали их ради того, чтобы сориентировать ребят на занятия традиционным для якутов сельским хозяйством — животноводством, растениеводством — как на основной вид деятельности.
Отсюда — все, что связано с нынешней работой агрошкол. Тут и мои лекции, и научно-исследовательская работа учеников, и профориентация, и летние трудовые бригады при школах, и разработка методичек для учителей, и подготовка новых учебных планов, программ, пособий для агропрофильных школ, и знакомство ребят со сельскохозяйственными специальностями в вузах и техникумах… Вот это и есть все то, чем я занимаюсь как лектор общества «Знание».
Хотя еще одно — и, пожалуй, самое главное — я не упомянул. Работа с сельскими школьниками — это еще и своего рода духовное воспитание. Без этого, если направляешь ребят к работе на земле, никак нельзя.
– А те темы, которые входят в ваши научные интересы, вы до слушателей доносите?
– Я всю жизнь занимаюсь такими темами, как селекция в животноводстве, повышение продуктивности и племенных качеств крупного рогатого скота, улучшение его генофонда, адаптация КРС к климату Якутии. Разве эти темы могут быть неинтересны, например, для животноводов, работающих в северных улусах? Этими проблемами интересуется и научная молодежь, и фермеры. Последние приезжают ко мне на консультации и в Якутскую сельхозакадемию. Ну а если речь о школьниках и доступности этих тем для них, то тут я в первую очередь работаю с их преподавателями: объясняю, как лучше донести знания в этой области до ребят.
Академик Чугунов. Фото: SakhaLife
Афанасий Чугунов. Фото: SakhaLife
Лет 15 назад у нас в традицию вошло проведение научно-технической конференции «Чугуновские агрочтения». Организаторами стали Якутская сельхозакадемия и Министерство образования республики. Так вот, изначально планировалось, что «Агрочтения» будут проводиться раз в два года. Но не вышло. Потому что… мы просто вынуждены были проводить их ежегодно! Вот знаете, буквально сразу после Нового года начинают мне из улусов телефоны обрывать — прямо-таки требуют провести конференцию, причем именно у них. Значит, людям это нужно, интересно и понятно. Иначе бы не звонили с таким, я бы сказал, вдохновением!
– Ну, а школьники? Принято ведь считать, что молодежь силком приходится тащить в сельское хозяйство.
– Та просветительская работа, которую мы с обществом «Знание» ведем, дала свои результаты. В республике сейчас 95 агрошкол и профильных классов, со всеми я лично поддерживаю контакты, общаюсь и с учениками, и с учителями. И в прошлом году, например, на «Чугуновские агрочтения» дети из самого северного нашего улуса, Момского, в котором вообще трудно какое-либо сельское хозяйство себе вообразить, прислали 240 научных работ. И из других пришло по 100, 120, 150… Темы, по которым они написаны, разные. Но все они связаны с сельским хозяйством, и, главное, это в полном смысле научные работы, исследовательские, оригинальные. Вот эта система вовлечения ребят в науку действует безотказно, не дает угаснуть их интересу к теме.
Кстати, в этом году впервые за историю «Чтений» лучшие работы выйдут отдельным сборником, подготовленным также при помощи общества «Знание».
– Вы настроены дальше заниматься просвещением?
– Пока здоровье позволяет — обязательно. Между прочим, в этом году на первомайской демонстрации якутское отделение общества «Знание» впервые прошло отдельной колонной — ну и я с ними. А вообще, я считаю, это обязанность любого ученого, любого интеллигентного человека — заниматься, помимо своей работы, еще и просветительской деятельностью.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости