Ученые СВФУ обнаружили в Батагайской котловине идеально сохранившиеся древнейшие растения

Ученые Института прикладной экологии Севера СВФУ подводят первые итоги экспедиции в поселок Батагайка в Верхоянском районе. Хоть котловина и известна исследователям уже несколько лет, в этот раз, спустившись на глубину в 100 метров, они обнаружили прежде не найденные слои погребенных почв.

– Батагайская котловина возникла благодаря деятельности человека: в 1960-е годы вблизи поселка работали геологи, в том числе и с применением тяжелой техники, и постепенно вдоль дороги стал образовываться провал, — рассказывает РП Григорий Саввинов, директор Института прикладной экологии. — Сейчас разлом достигает 100 м в глубину, километра в длину и 700 м в ширину. Первые важные находки — останки детеныша бизона и ископаемой лошади — были сделаны здесь в 2009 году. Но, оказалось, это не конец, и разлом содержит в себе еще много нераскрытых тайн.

По оценкам участников экспедиции, части доисторических растений со дна разлома могут иметь возраст более 200 тыс. лет (раньше считалось, что они «моложе»), притом они в идеальной сохранности. Изучая отложения, специалисты рассчитывают сделать выводы о том, какой климат был на территории нынешнего Верхоянского района сотни тысяч лет назад, какие растения и животные там обитали. Все это, возможно, позволит по-новому взглянуть на историю жизни на Земле.

Юлия Старинова